муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
ШКОЛА №11 имени А.В. Преснякова
города Феодосии Республики Крым

Советы психолога

Как взаимодействовать с детьми подросткового возраста

Советы родителям

-Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

-Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

-Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

-Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

-Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

-Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

-Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

-Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти вам взаимопонимание с ребенком.

-Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.

-Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

-Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Положение подростка в семье и отношения с родителями.

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. Отношение родителей к детям прямо пропорционально возрасту детей: чем старше ребёнок, тем сложнее взаимоотношения.

В зависимости от царящей обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

1.Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между детьми и родителями.

2.Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.

3.Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Родители пренебрегают увлечениями детей.

4.Семьи, где родители устанавливают за ребенком слежку, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.

5.Семьи с критической обстановкой. Пьющие родители (один или оба).


Типы конфликтов и способы их преодоления

1.Конфликт неустойчивого родительского восприятия

Подросток уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Ведёт себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т.д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства.

Рекомендации родителям:

-осознать свои противоречивые чувства;

-погасить в себе недовольство и раздражение;

-объективно оценивать достоинства и недостатки подростка;

-сбалансировать систему обязанностей и прав.

2.Диктатура родителей

Диктатура в семье – это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. Подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. Требования сочетать с доверием и уважением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью. Ребенок лишен права выбора, мнения, голоса и живет по принципу: «кто сильнее, тот и прав».

Рекомендации родителям:

-не входить в комнату без стука или в отсутствие хозяина;

-не трогать личные вещи;

-не подслушивать телефонные разговоры;

-оставить за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д.

-не наказывайте физически, не унижайте.

3.Мирное сосуществование – открытый конфликт

 Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. Никто не переступает запрет. У каждого свои успехи, проблемы, победы. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент – беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

 Воспитание без запретов: установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения, что пагубно для формирования личности.

Рекомендации родителям:

-поменяйте тактику общения;

-установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка;

-помогите ему участвовать в жизни семьи;

-создайте семейный совет, на котором бы решались многие проблемы всей семьи.

4.Конфликт опеки

Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки здесь безынициативны, покорны, подавлены. Впоследствии ребенок командует родителями, заставляя, как это было раньше, выполнять все свои желания. Но «деспотизм» подростка встречается редко. Чаще это чересчур послушный ребенок. В итоге – протест. Причем форма протеста может быть разной – от холодной вежливости до активного отпора. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет.

 Рекомендации родителям:

-постарайтесь изменить свое поведение;

-не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму;

-не требуйте от ребенка правильных поступков, примите его таким, какой он есть;

-помогайте, но не решайте за него все проблемы;

-стимулируйте общение со сверстниками;

-дозируйте опеку, похвалу и порицание. 

5.Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия»

 Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Постоянно требуют от ребенка совершенства. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их.

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни (суицид). Или же все как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость – грубостью, на злорадство – злорадством и т.д.

Рекомендации родителям:

-измените отношение к своему ребенку;

-станьте терпимее к недостаткам подростка;

-восстановите доверие и уважение ребенка к самому себе;

-найдите и развивайте в ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре;

-не унижайте, а поддерживайте;

-не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, «холодной» войны;

-уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает;

-поймите, что ему трудно.

Оптимальный тип семьи – партнерство.

-не ограждайте ребенка от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Делайте это прямо, смело, давая доступные разъяснения;

-не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами;

-все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех.

-равномерное участие во всех советах, решениях семьи;

-ограничения и поощрения обсуждаются вместе, ребенок тоже высказывает свое мнение.

Первоклассные дети.  Как справиться первоклашке со стрессом

Конечно же, это праздник - ребенок первый раз идет в школу! Умиление торжественностью момента, сборы в школу, хлопоты. А на сердце кошки скребут. Да как же эту малявочку выпустить в люди? Обидят, затопчут, насмеются.

Что совершенно точно, "первый раз в первый класс" - колоссальный стресс для ребенка. Как помочь своему первоклашке с ним справиться?

Старая родительская истина: школа - это плохо всегда. Да, конечно, ребенку надо учиться, адаптироваться в коллективе, и хватит ему быть царьком маленькой Вселенной, где мама, папа, бабушки с дедушками вокруг него пляшут.

И все-таки нет ничего более трудного для человека, и большого, и маленького, как выход в большой мир. Тем более что, по правде сказать, никто его там особо и не ждет. Учительница, даже самая золотая, обвешана учениками и своими проблемами. Товарищи по классу (тридцать человек!) - такие же набалованные эгоисты и вредины. А учеба - опять-таки если учитель не Песталоцци с Корчаком в одном лице - идет без радости и быстро надоедает.

Прибавьте сюда колоссальную нервную нагрузку. Ведь дитя не привыкло вставать по будильнику, ходить строем в столовую, сидеть тридцать минут на уроке, отвечать, когда спрашивают, и молчать, когда не спрашивают.

Поэтому самые трепетные мамы, когда дитя идет в школу, берут отпуск. И не только для того, чтобы встретить из школы и обедом накормить. А чтобы быть вместе каждую минуту. Держать за ручку, смотреть в глаза. Помочь общаться с другими детьми. Вместе задавать вопросы учительнице, если что непонятно. Самое главное - помочь ребенку адаптироваться к новой жизни. Ведь для маленького родители - это стена, гарантия безопасности.

Конечно, к школе надо готовиться загодя. Существует масса упражнений, которые развивают память, усидчивость, внимание. Ну да о них сегодня говорить не время.

Многие родители загодя водят ребенка на подготовительные занятия. Даже не для того, чтобы он там чему-то научился. Главное - понять, какая она, школа.

Самый щадящий для ребенка вариант - детский сад в смычке со школой (кстати, рейтинги "Карьеры" показывают, что это лучшие сады и школы). Когда целая детсадовская группа, чуть ли не в полном составе, переходит в первый класс. Для ребенка ничего не меняется. Те же стены, те же друзья, те же люди. Только программа немножко посложнее.

Но здесь свои подводные камни: в детских садах приучают все делать СТРОЕМ. А в школе у ребенка появляется ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Педагоги отмечают: больше всего из-за плохих отметок расстраиваются садовские детишки.

Что еще можно и нужно сделать загодя?

Заранее приучить дитя к ШКОЛЬНОМУ РЕЖИМУ - рано ложиться спать и рано вставать. Даже в выходные, когда вам так хочется поваляться в постели, отоспаться. Поднимайте себя железной рукой в семь часов и вытряхивайте из теплой постели своего малыша. Иначе, когда он пойдет в школу, он будет спать на ходу, пропускать все мимо ушей и реветь без повода. Ну да понятно, чем грозит недосыпание, тем более ребенку. Укладывайте его в постель в восемь вечера, пусть даже до этого ваше дитя никогда не ложилось раньше десяти. Привыкнет - и будет засыпать вовремя.

Неплохо бы воспитать у малыша ЭНТУЗИАЗМ по отношению к школе. Создать этакий романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча только что купленных фломастеров и книжек. В советские времена это удавалось как-то без труда. Сейчас молодежь пошла со здоровым скепсисом. И на сладкий вопрос: "Хочешь ли ты, детка, в школу?", честно отвечает: "Нет".

Еще одно правило, с которым знакомы все мамы: ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧАДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАРДИНАЛЬНЫЕ. Чтобы у ребенка возникло ощущение, что он вступил в новую полосу жизни, чтобы он внутренне собрался для "большого прыжка". Дитя идет в школу - придумайте ему новые обязанности по дому. Пусть ребенок убирает игрушки, моет посуду, стирает свои носки - вариантов много. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.

Использованы материалы Елены ДАНИЛОВОЙ,

канд. психологических наук,

ведущего научного сотрудника Психологического института РАО,

г. Москва

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь текст учебника. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по данному предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

Накануне экзамена

  • Любой экзамен требует хорошей подготовки, однако, за день до начала экзамена постарайся отвлечься, если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся, «перед смертью не надышишься».
  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
  • Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

 

Перед экзаменом

  • И вот ты перед дверью класса. Успокойся!
    Выполни дыхательные упражнения. Иди в класс. Чем больше ты  будешь оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет 

                    нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

  • Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  • Входи в класс с уверенностью, что все получится.
  • Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее, и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.
  • Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
    - сядь удобно,
    - глубокий вдох через нос (4 - 6 секунд),
    - задержка дыхания (2 - 3 секунды).
  • Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
  • Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием.
  • Помни! Во время экзамена ты не вправе общаться с товарищами, свободно перемещаться по аудитории и пункту проведения ЕГЭ, пользоваться мобильным телефоном или иными средствами связи, любыми электронно-вычислительными устройствами, а также справочными материалами (за исключением дополнительных материалов, пользование которыми разрешено на ЕГЭ по отдельным общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету).
  • При нарушении порядка проведения ЕГЭ и отказе от его соблюдения организаторы вправе удалить тебя с экзамена.

 

Порядок во время тестирования

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания зада¬ний, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Только черными чернилами!  Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а» и «д». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно информируют.
  • Необходимо сосредоточиться! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточится и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу.
  • Внимательно прочитай инструкцию к заданию, которое надо выполнить.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более четко и ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот же совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор, если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
  • Сделай задание на черновике и только после проверки перенести ответы в бланк ответов ЕГЭ.
  • Если в бланке ответов не хватает клеточек для ответа, проверь задание ещё раз.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

советы психолога

Как взаимодействовать с детьми подросткового возраста

Советы родителям

-Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

-Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

-Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

-Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

-Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

-Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

-Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

-Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти вам взаимопонимание с ребенком.

-Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.

-Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

-Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Положение подростка в семье и отношения с родителями.

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. Отношение родителей к детям прямо пропорционально возрасту детей: чем старше ребёнок, тем сложнее взаимоотношения.

В зависимости от царящей обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

1.Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между детьми и родителями.

2.Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.

3.Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Родители пренебрегают увлечениями детей.

4.Семьи, где родители устанавливают за ребенком слежку, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.

5.Семьи с критической обстановкой. Пьющие родители (один или оба).


Типы конфликтов и способы их преодоления

1.Конфликт неустойчивого родительского восприятия

Подросток уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Ведёт себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т.д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства.

Рекомендации родителям:

-осознать свои противоречивые чувства;

-погасить в себе недовольство и раздражение;

-объективно оценивать достоинства и недостатки подростка;

-сбалансировать систему обязанностей и прав.

2.Диктатура родителей

Диктатура в семье – это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. Подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. Требования сочетать с доверием и уважением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью. Ребенок лишен права выбора, мнения, голоса и живет по принципу: «кто сильнее, тот и прав».

Рекомендации родителям:

-не входить в комнату без стука или в отсутствие хозяина;

-не трогать личные вещи;

-не подслушивать телефонные разговоры;

-оставить за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д.

-не наказывайте физически, не унижайте.

3.Мирное сосуществование – открытый конфликт

 Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. Никто не переступает запрет. У каждого свои успехи, проблемы, победы. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент – беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

 Воспитание без запретов: установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения, что пагубно для формирования личности.

Рекомендации родителям:

-поменяйте тактику общения;

-установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка;

-помогите ему участвовать в жизни семьи;

-создайте семейный совет, на котором бы решались многие проблемы всей семьи.

4.Конфликт опеки

Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки здесь безынициативны, покорны, подавлены. Впоследствии ребенок командует родителями, заставляя, как это было раньше, выполнять все свои желания. Но «деспотизм» подростка встречается редко. Чаще это чересчур послушный ребенок. В итоге – протест. Причем форма протеста может быть разной – от холодной вежливости до активного отпора. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет.

 Рекомендации родителям:

-постарайтесь изменить свое поведение;

-не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму;

-не требуйте от ребенка правильных поступков, примите его таким, какой он есть;

-помогайте, но не решайте за него все проблемы;

-стимулируйте общение со сверстниками;

-дозируйте опеку, похвалу и порицание. 

5.Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия»

 Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Постоянно требуют от ребенка совершенства. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их.

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни (суицид). Или же все как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость – грубостью, на злорадство – злорадством и т.д.

Рекомендации родителям:

-измените отношение к своему ребенку;

-станьте терпимее к недостаткам подростка;

-восстановите доверие и уважение ребенка к самому себе;

-найдите и развивайте в ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре;

-не унижайте, а поддерживайте;

-не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, «холодной» войны;

-уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает;

-поймите, что ему трудно.

Оптимальный тип семьи – партнерство.

-не ограждайте ребенка от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Делайте это прямо, смело, давая доступные разъяснения;

-не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами;

-все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех.

-равномерное участие во всех советах, решениях семьи;

-ограничения и поощрения обсуждаются вместе, ребенок тоже высказывает свое мнение.

Первоклассные дети.  Как справиться первоклашке со стрессом

Конечно же, это праздник - ребенок первый раз идет в школу! Умиление торжественностью момента, сборы в школу, хлопоты. А на сердце кошки скребут. Да как же эту малявочку выпустить в люди? Обидят, затопчут, насмеются.

Что совершенно точно, "первый раз в первый класс" - колоссальный стресс для ребенка. Как помочь своему первоклашке с ним справиться?

Старая родительская истина: школа - это плохо всегда. Да, конечно, ребенку надо учиться, адаптироваться в коллективе, и хватит ему быть царьком маленькой Вселенной, где мама, папа, бабушки с дедушками вокруг него пляшут.

И все-таки нет ничего более трудного для человека, и большого, и маленького, как выход в большой мир. Тем более что, по правде сказать, никто его там особо и не ждет. Учительница, даже самая золотая, обвешана учениками и своими проблемами. Товарищи по классу (тридцать человек!) - такие же набалованные эгоисты и вредины. А учеба - опять-таки если учитель не Песталоцци с Корчаком в одном лице - идет без радости и быстро надоедает.

Прибавьте сюда колоссальную нервную нагрузку. Ведь дитя не привыкло вставать по будильнику, ходить строем в столовую, сидеть тридцать минут на уроке, отвечать, когда спрашивают, и молчать, когда не спрашивают.

Поэтому самые трепетные мамы, когда дитя идет в школу, берут отпуск. И не только для того, чтобы встретить из школы и обедом накормить. А чтобы быть вместе каждую минуту. Держать за ручку, смотреть в глаза. Помочь общаться с другими детьми. Вместе задавать вопросы учительнице, если что непонятно. Самое главное - помочь ребенку адаптироваться к новой жизни. Ведь для маленького родители - это стена, гарантия безопасности.

Конечно, к школе надо готовиться загодя. Существует масса упражнений, которые развивают память, усидчивость, внимание. Ну да о них сегодня говорить не время.

Многие родители загодя водят ребенка на подготовительные занятия. Даже не для того, чтобы он там чему-то научился. Главное - понять, какая она, школа.

Самый щадящий для ребенка вариант - детский сад в смычке со школой (кстати, рейтинги "Карьеры" показывают, что это лучшие сады и школы). Когда целая детсадовская группа, чуть ли не в полном составе, переходит в первый класс. Для ребенка ничего не меняется. Те же стены, те же друзья, те же люди. Только программа немножко посложнее.

Но здесь свои подводные камни: в детских садах приучают все делать СТРОЕМ. А в школе у ребенка появляется ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Педагоги отмечают: больше всего из-за плохих отметок расстраиваются садовские детишки.

Что еще можно и нужно сделать загодя?

Заранее приучить дитя к ШКОЛЬНОМУ РЕЖИМУ - рано ложиться спать и рано вставать. Даже в выходные, когда вам так хочется поваляться в постели, отоспаться. Поднимайте себя железной рукой в семь часов и вытряхивайте из теплой постели своего малыша. Иначе, когда он пойдет в школу, он будет спать на ходу, пропускать все мимо ушей и реветь без повода. Ну да понятно, чем грозит недосыпание, тем более ребенку. Укладывайте его в постель в восемь вечера, пусть даже до этого ваше дитя никогда не ложилось раньше десяти. Привыкнет - и будет засыпать вовремя.

Неплохо бы воспитать у малыша ЭНТУЗИАЗМ по отношению к школе. Создать этакий романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча только что купленных фломастеров и книжек. В советские времена это удавалось как-то без труда. Сейчас молодежь пошла со здоровым скепсисом. И на сладкий вопрос: "Хочешь ли ты, детка, в школу?", честно отвечает: "Нет".

Еще одно правило, с которым знакомы все мамы: ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧАДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАРДИНАЛЬНЫЕ. Чтобы у ребенка возникло ощущение, что он вступил в новую полосу жизни, чтобы он внутренне собрался для "большого прыжка". Дитя идет в школу - придумайте ему новые обязанности по дому. Пусть ребенок убирает игрушки, моет посуду, стирает свои носки - вариантов много. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.

Использованы материалы Елены ДАНИЛОВОЙ,

канд. психологических наук,

ведущего научного сотрудника Психологического института РАО,

г. Москва

Возрастные особенности семиклассников

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.

В седьмом классе возникают первые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.

Наиболее частыми в этот возрастной период являются жалобы родителей на чрезмерное внимание подростков к своей внешности. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.

Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.

Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана особая подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.

Сильные отклонения в физическом развитии от бытующего среди подростков «стандарта» относятся к факторам риска. Такие подростки, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость от окружения – в формах подчинения ему или бунта против него.

Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.

Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости

Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).

В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.

Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

  • У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для  подростка).
  • Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
  • Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  • Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
  • Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
  • Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  • Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.